С начала 2016 года начнётся этап реализации Четвёртой главы Соглашения о свободной торговле между Украиной и ЕС – документа, цель которого – к 2016 году создать целиком свободную торговую зону между нашей страной и государствами Европейского союза.
Свободная торговля – это, прежде всего, отсутствие пошлин, и в этом отношении Украина на данный момент оказывается в очень выгодном положении. Пошлины с ЕС отменяются, а для торговли со странами СНГ их и не существовало. Таким образом, украинские предприниматели получают возможность обогащаться на реэкспорте товаров, провозя их транзитом из еврозоны в государства Содружества. Такой сценарий определённо не устраивает постсоветские страны и в особенности Россию, которая неоднократно грозила Украине продуктовыми эмбарго и уже запретила ввоз ряда украинских продуктов. РФ и без того активно торгует с ЕС, однако платит пошлины на ввоз товаров, следовательно беспошлинные товары окажутся дешевле, а это не устраивает российский бизнес.
Впрочем, грозить уже поздно. За последние полтора года объёмы торговли с Российской Федерацией упали на 60%, и тенденция эта сохранится. В 2015 году Украина продала товаров в Евросоюз на 8.4 миллиарда гривен. Для сравнения, в Россию отправлено продукции только на 3.5. Основные наши европейские партнёры – Италия и Польша. На Апеннинский полуостров мы отправляем ферросплавы, кукурузу и чугун, а ближайшему западному соседу – металлические полуфабрикаты и железную руду.
Однако не стоит обольщаться: суммарные экспортные мощности Украины упали на треть. Даже самые отчаянные энтузиасты не могут отрицать того, что свободная торговля с Европой – вопрос отдалённого будущего, так что есть смысл на ближайшее десятилетие поискать торговых партнёров в других регионах. Наиболее привлекательной локацией для украинских товаров на данный момент видится Азия. За уходящий год Украина продала азиатским партнёрам товаров более чем на 10 миллиардов в национальной валюте, да и темпы падения продаж здесь самые низкие – 19%. Главные азиатские покупатели наших товаров – Китай и Турция. Сейчас их удельный вес во внешних торговых операциях нашей страны сопоставим разе только с российским. За ними следует Польша и лишь потом – европейские партнёры. Кроме того, на руку украинским экспортёрам играет недавняя размолвка между Турцией и Россией.
Таким образом, как ни парадоксально, приоритетное направление для украинской торговли на ближайшие годы – азиатское. Европейское направление исправно заработает только через десять лет. К тому же, нет никакой гарантии, что спустя это время мы сможем предложить Европе что-то кроме кукурузы и металлов.